Тема: Инфляция как многофакторный процесс: содержание, формы, последствия

Тема: Инфляция как многофакторный процесс: содержание, формы, последствия


^ Время семинара – 2 часа


Цель: с применением интерактивных форм обучения раскрыть сущность инфляции как многофакторного процесса, ее влияние на социально-экономическое развитие общества.

Задачи:

- рассмотреть понятие «инфляция», ее содержание, измерение, формы, ви­ды, причины; - проанализировать основные направления антиинфляционной политики;

- рассмотреть использование инструментов антиинфляционной политики в государствен­ном регулировании современной экономики России.


Примечание 1: Занятие проводится в форме метода кейс-стади - обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент (группа студентов) самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его.


Примечание 2: При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «взаимодействие и сотрудничество», предполагающий обязательную организацию совместной деятельности студентов, которая, в свою очередь, означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад; в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.


Вопросы к обсуждению:

1. Определение инфляции, ее содержание, измерение, формы, ви­ды, причины.

2. Инфляция и законы денежного обращения.

3. Основные направления антиинфляционной политики.

4. Инфляционный процесс в российской экономике: темпы, особенности, со­циально-экономические последствия.


Примечание 3: По итогам рассмотрения каждого из обозначенных вопросов, предполагается обязательная презентация результатов деятельности студентов – индивидуальных и групповых в форме «представления совместно-индивидуального варианта реализации решения», предусматривающую итог своей деятельности: решения обсуждаются, из них выбираются лучшие.


^ Задания для самостоятельной работы:

1. Раскройте меры борьбы с инфляцией, необходи­мость комплексного подхода в борьбе с инфляцией.

2. Рассмотрите использование инструментов антиинфляционной политики в государствен­ном регулировании современной экономики России.

Практикум: 31 – 38


Источники: обязательные – 7, 8. 9,1 0;

дополнительные – 11, 12, 13, 14, 16, 17.

Практическое занятие № 2*

Тема: Кредитная и банковская системы. Центральные и коммерческие банки и основы их деятельности


Время семинара – 2 часа


Цель: с применением интерактивных форм обучения рассмотреть экономические предпосылки и основы возникновения банковского дела, кредитную систему государства, ее роль на­циональной экономике, структуру кредитной системы государства.

Задачи:

- рассмотреть возникновение и развитие банковского дела в России, раскрыть структуру и специфику кредитной системы России;

- дать характеристику уровней и элементов банковской системы.

- раскрыть цели и задачи организации центральных и коммерческих банков;

- рассмотреть проблемы банковской ликвидности и надежности.


Примечание 1: Занятие проводится в форме деловой игры. Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. Деловая игра воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации.


Примечание 2. При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципов:

- имитационного моделирования ситуации, который предполагает разработку: имитационной модели производства; игровой модели профессиональной деятельности. Наличие этих двух моделей необходимо для создания предметного и социального контекстов будущего труда экономиста.

- проблемности содержания игры и ее развертывания, означающий, что в предметный материал игры закладываются учебные проблемы, выстроенные в виде системы игровых заданий, в которых содержится тот или иной тип противоречий, разрешаемых студентами в процессе игры, что приводит к выходу из проблемной ситуации.

- ролевого взаимодействия в совместной деятельности, который основывается на имитации производственных функций специалистов через их ролевое взаимодействие. Игра предполагает общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, при которых развиваются психические процессы, присущие мышлению специалистов.


^ Вопросы к обсуждению:

1. Кредитная система государства. Роль кредитной системы государства в на­циональной экономике.

2. Понятие банковской системы и ее свойства. Типы и уровни банковских cиcтeм.

3. Организационная структура, функции и задачи Центрального банка РФ (Банка России).

4.. Характеристика коммерческого банка как субъекта экономики. Hopматив­ные основы банковской деятельности.

5. Характеристика : активных и пассивных банковских операций.

6. Финансовые риски в деятельности коммерческого банка.


Примечание 3: По итогам рассмотрения каждого из обозначенных вопросов, предполагается обязательная презентация результатов деятельности студентов – индивидуальных и групповых в форме «представления совместно-индивидуального варианта реализации решения», предусматривающую итог своей деятельности:

- при рассмотрении теоретических и смоделированных вопросов - решения обсуждаются, из них выбираются лучшие;

- при решении заданных практических задач, обозначенных в практикуме, каждый из студентов отчитывается о проделанной работе индивидуально.


^ Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализируйте функции и организационная структура центральных банков Англии, Франции, Японии, ФРГ, США и других банков развитых стран.

2. Раскройте роль Центрального банка в обеспечении стабильности денежной системы страны.

3. Рассмотрите деятельность ЦБ в области валютного регулирования.

4. Проанализируйте понятие банковской ликвидности.

5. Рассмотрите услуги современных российских банков, предоставляемые юридическим лицам.

6. Раскройте особенности и практика расчетно-кассового обслуживания предпри­ятий и организаций в современных условиях России.

Практикум: 59 – 78


Источники: обязательные – 7, 8. 9,1 0;

дополнительные – 11, 12, 13, 14, 16, 17.


РАЗДЕЛ 4

^ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ


Практическое занятие № 3

Тема: Система денежно-кредитного регулирования и денежно - кредитная политика и их основные концепции. Международные расчетные и валютные отношения


Цель: с рассмотреть принципы организации и задачи системы денежно-кредитного регулиро­вания, методы и инструменты денежно-кредитного регулирования в России, проанализировать сущность и содержание современной денежно- кредитной политики и ее основные концепции.

Задачи:

- раскрыть принципы организации и задачи системы денежно-кредитного регулиро­вания;

- рассмотреть методы и инструменты денежно-кредитного регулирования и особенности их применения в различных странах;

- проанализировать опе­рации на открытых денежных рынках как один из инструментов денежно - кре­дитного регулирования, их особенности в России; - раскрыть соотношение денежно-кредитного регулирования и денежно-кредитной политики; - проанализировать функции и задачи Банка России в разработке и реализации денежно - кре­дитной политики.


Вопросы к обсуждению:

1. Принципы организации и задачи системы денежно-кредитного регулиро­вания.

2. Спрос на деньги и предложение денег как объекты денежно- кредитного ре­гулирования.

3. Центральный банк как субъект денежно-кредитного регулирования.

4. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования и особенности их применения в различных странах.

5. Опе­рации на открытых денежных рынках как один из инструментов денежно - кре­дитного регулирования, их особенности в России.

6. Экспансионистская и рестрикционная денежно-кредитная политика и ее макроэкономические последствия.

7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, их экономическое значение для системы денежно - кре­дитного регулирования.


Задания для самостоятельной работы:

1. Рассмотрите особенности становление системы денежно-кредитного регулирования в России.

2. Раскройте место Центрального банка и коммерческих банков в денежно-кредитном регулировании.

3. Проанализируйте методы и инструменты денежно-кредитного регулирования в России

4. Раскройте тенденции развития системы денежно-кредитного регулирования в России.

Практикум: 79 – 96


Источники: обязательные – 7, 8. 9,1 0;

дополнительные – 11, 12, 13, 15, 16, 1


6. Образовательные технологии


6.1 Состав образовательных технологий

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе традиционных, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой студентов.


По данной учебной дисциплине предусмотрены следующие образовательные технологии:

- лекции;

- семинарские и практические занятия;

- самостоятельная работа;

- подготовка к экзамену;

- экзамен;

- прохождение производственной практики.


Методические рекомендации по реализации образовательных технологий изложены в соответствующих разделах настоящего УМК.


^ 6.2. Принципы отбора содержания и реализации образовательных технологий

Концепция изучения курса строится на следующих положениях:

-комплексный подход к рассмотрению изучаемых процессов и событий;

-сочетание анализа современного состояния рыночной экономики с историей ее предыдущего развития;

-рассмотрение, как общих закономерностей, так и особенностей их проявления в конкретно-исторических и социально-политических условиях.

^ Программа изучения дисциплины предусматривает:

Курс построен на сочетании глубокой теоретической подготовки с кон­кретным анализом реальных ситуаций по принципу «практика — теория — но­вые стратегические и практические решения», организован по модульному принципу, суть которого — сочетание аудиторных занятий с самостоятельной проработкой тем. При этом используются активные и интерактивные формы проведения лекционных и практических занятий.

^ Лекционные занятия и самостоятельное изучение курса по настоящей программе проходят с использованием рекомендуемой литературы и источников.

Лекционный материал посвящается рассмотрению основных концептуальных вопросов: основным экономическим понятиям и категориям, подходам, а также вопросам, трактовка которых имеет особое значение для понимания сути учебной дисциплины и раскрывает компетентностный подход к ее изучению.

В учебном процессе наряду с традиционными формами обучения предусматривается использование различных активных и интерактивных форм и ме­тодов обучения (дискуссии, круглые столы, деловые игры, разбор практиче­ских ситуаций, тренинги, практикумы и др.). Для более эффективного усвоения студентами данной дисциплины предлагается необходимая учебная и методическая литература.

^ Самостоятельная работа предполагает изучение теории и практики и рекомендованных литературных источников, изучение по рекомендации преподавателя наиболее интересных, проблемных вопросов, а также решение тестовых и практических заданий, выполнение контрольной работы, подготовку сообщений и т.д.

Кафедра осуществляет содержательно-методическое обеспечение самостоятельной работы: преподаватели проводят ин­дивидуальные и групповые консультации со студентами с целью оказания им помощи в усвоении основных тем, раскрывающих компоненты компетенций, изучаемых по данной дисциплине.

^ Проведение семинарских и практических занятий. Такая форма занятий предполагает активную, целенаправленную работу студентов.

Цель семинарского занятия - усвоение важнейших вопросов курса и выступление каждого студента на каждом семинаре. На семинаре студенты должны уметь объяснить понимание ими вопросов темы. Для этого при подготовке к семинару студент должен внимательно изучить рекомендованную литературу и методические рекомендации, подготовиться и ответить на любой вопрос темы семинара, продолжить выступление предыдущего выступающего. Студент должен иметь на семинаре основные нормативные акты и может пользоваться конспектом изученной литературы. Каждый студент должен по указанию преподавателя отрецензировать сообщение, сделанное предыдущим выступающим.

^ Практические занятия, проводимые в активной и интерактивной формах, позволяют вовлекать всех студентов в обсуждение того или иного вопроса, проблемы, разбор конкретной ситуации, решение практических и тестовых заданий и практикумов. Активное обучение студентов по данной дисциплине обеспечивается диалоговым взаимодействием преподавателя и студентов, предусматривает проблемную (дискуссионную) постановку вопросов с целью закрепления и углубления полученных знаний, формирования умений и практических навыков в соответствии с компонентами компетенций.

^ Текущая аттестация работы студентов осуществляется в процессе проведения семинарских и практических занятий на протяжении семестра путем оценки устных ответов, а также выполнения контрольных работ, решения тестовых, практических заданий и задач.

Если студент не выполнил ни одного задания, а также не проявил активности на занятиях, то его работа в течение семестра оценивается как неудовлетворительная. Если студент пропускает занятия по уважительной причине (по болезни, график свободного посещения), то он выполняет задания самостоятельно, во внеаудиторное время, знакомя преподавателя с полученными результатами. При этом тесты могут быть заменены разбором проблемных ситуаций по названным темам.

^ Итоговая аттестация по курсу проводится в форме экзамена, промежуточная – в форме зачета. Экзамен проводится устно по билетам. При выставлении итоговой оценки оцениваются ответы на вопросы экзаменационного билета, дополнительные вопросы и учитывается оценка за работу в течение семестров, включая все элементы рубежного контроля


^ 7. Организация самостоятельной работы студентов


Распределения времени, выделенного на самостоятельную работу по видам заданий




Распределения времени, выделенного на самостоятельную работу для очной форма обучения




Номера тем (по темати-ческому плану(

Время на СР (по тематич. плану), часы

в том числе:

конспектирование учебной литературы

решение практических задач

выполнение тесто-вых зада-аний

выполнение пись-менной работы

анализ различ-ных пози-ций по пробле-мам учебного курса

Подготов-ка к дело-вым играм

Подготов-ка сооб-щений, докладов

Тема .1

3

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,25

0,25

Тема 2

3

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,25

0,25

Тема 3

3

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,25

0,25

Тема 4

3

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,25

0,25

Тема 5

3

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,25

0,25

Тема 6

3

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,25

0,25

Тема 7

3

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,25

0,25

Тема 8

3

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,25

0,25

Тема 9

3

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,25

0,25

Тема 10

4

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Тема 11

4

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Тема 12

4

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Тема 13

4

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Тема 14

4

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Тема 15

4

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Тема 16

4

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Тема 17

4

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Тема 18

4

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Всего

63

13,5

9

9

9

9

6,5

6,5

5905777860102123.html
5905870589916423.html
5906047615942564.html
5906132847692401.html
5906198904375911.html